Горское

30 нояб. -1 г., 0:00
56

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Гора

Горское

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревни Гора

Горское

Как много лет назад, так и сейчас Церковь в деревне Гора с прилегающей к ней территорией, остается самым значительным и красивым местом во всей округе. Как говорили старики, крест ее горел и был виден на многие десятки километров. Может быть, сейчас церковь эта не так красива внешне, как в былые годы, но продолжает радовать своим знакомым обликом, как родная старая бабушка, до боли любимая и близкая и от этого самая лучшая на свете.

В краеведческом музее школы, которая по-прежнему стоит рядом с храмом, собраны материалы о жизни нескольких поколений жителей этих деревень. А сколько общего связывает Горскую церковь с историей нашего района и историей всей нашей Родины — России! И как это интересно!

До 1764 г. деревни, составляющие Горский приход, входили в состав патриаршей Сенежской волости, и до 1862 г. были приписаны к Ореховскому храму. В переписных книгах церковных земель Владимирского уезда 1637-1643 гг. некоторые деревни показаны уже существующими: в д.Кудыкино было тогда 6 дворов, в Сальково — 2, Ликино — 4, Язвищах — 3 двора. Деревни Гора, Новая и Высокая появляются только в переписных книгах 1705 года. В 1764 г. патриаршие деревни перешли в ведение казны. В 1890-х гг. в Горе было 146 душ мужского пола, в Новой — 220, Высокой — 201, Сальково — 135, Кудыкино — 221, Ликино — 173, в Язвищах — 350 душ мужского пола. До образования самостоятельного прихода в Дулеве его жители также были прихожанами Горского храма, включая 1400 рабочих фарфорового завода Кузнецова. В 1863-1865 гг. в с. Гора был перевезён из с. Орехово уже ненужный после построения каменного, деревянный храм. Сначала построили и освятили трапезную с престолами во имя святителя Николая и великомученика Никиты. Главный престол Рождества Божией Матери освящён в 1865 г. Деревянный храм стоял южнее ныне существующего каменного.

В 1876 г. деревянная церковь сгорела, но почти всю утварь и все иконы удалось спасти. Через два месяца на средства Алексея Васильевича Смирнова была построена временная деревянная церковь (впоследствии перенесена в Дулёво). А.В. Смирнов вместе с братьями Антоновыми, Гавриловым и Яшиным задумали возвести каменный храм. Один чудом дошедший до нас реликт сообщает нам точную дату закладки Богородицерождественского храма Горы — это белый закладной камень, и ныне находящийся под алтарем церкви. На нем высечена дата — 20 июля 1877 года.

Храм был выстроен большим, увенчан пятиглавием на оригинальных, довольно высоких узорных двухцветных барабанах; трехярусная колокольня высотою 29.7 м была увенчана шатром. Из общей стоимости церкви девять десятых (150 тыс. руб.) внёс А.В. Смирнов. Храм вышел на диво: по своим размерам редкий столичный мог бы поспорить с ним; высокая колокольня и удобное расположение на возвышенности позволяли видеть его почти с самых окраин далекого Орехова. А как радовал когда-то окрестные селения катившийся с головокружительной высоты — будто с небес — вниз, в поля и чащобы, благовест!

В 1886 г. Храм был окончательно отстроен, главный престол Рождества Божией Матери освящён епископом Владимирским и Суздальским Феогностом. А.В. Смирнова избрали церковным старостой, каковым он и оставался до самой своей смерти. В 1887 г. освящены пределы святителя Николая Чудотворца и великомученика Никиты. Он же в 1895 году возводит вокруг Горского храма каменную решетчатую ограду, в следующем году — Горскую каменную церковно-приходскую школу.

Приход Горской церкви состоял из с Гора и деревень Новой, Высоково, Сальково, Кудыкино, Ликино, Язвищи. В 1896 г. по клировым ведомостям в приходе было 2384 души православных и 711 раскольников разных толков.

15 лет, с 1903 до 1918 г. настоятелем Горского храма был священник Александр Костинский (1861-1918). С 1912 г. диаконом был Николай Невский, псаломщиками Фёдор Абрамов и Сергей Лобцов. До начала службы в храме с. Гора отец Александр более 12 лет служил в с. Яковлево и много сделал для подготовки строительства каменного храма Ахтырской Божией Матери.

Много сил и внимания отдавал отец Александр преподаванию Закона Божьего в школах прихода — в с.Гора, в д. Кудыкино и д.Ликино. За усердие в преподавании отец Александр Костинский в 1915 г. был награждён золотым крестом. Ещё при О. А. Костинском был насажён школьный сад, и школьный двор огорожен забором.

У южной стены храма А.В.Смирновым была обустроена металлическая часовня. Ее внутреннее убранство было довольно роскошным, пол устлан коврами, а окна застеклены цветными витражными стеклами. Часовня стала фамильной усыпальницей Смирновых.

В нескольких километрах от села Гора, в лесу, за деревней Новой находится Никитский колодец — источник с целебной водой. Неподалёку от него, по преданию в древности стояла церковь (вероятно, великомученика Никиты), Алексей Васильевич Смирнов построил еще одну часовню, каменную, в память великомученика Никиты, (очень разрушена и грозит падением). От Горской церкви сюда шёл крестный ход, который по словам участников, растягивался на 1-1,5 километра. В царское время по большим праздникам в Горский храм по приглашению настоятеля приезжал синодальный хор. Крестный ход совершался и после закрытия церкви, уже без священников (во всей округе не осталось ни одного живого священника). Организовывали его Иван Кузнецов (которого за это несколько раз арестовывали) и Иван Морозов. Сейчас часовня в руинах. Крестный ход на источник возрождён и совершается в 8-е воскресенье после Пасхи.

В селе Гора и деревнях прихода было много купеческих и богатых крестьянских домов, просторных, двухэтажных, иногда с каменными лавками и кладовками. Уничтожение хозяйственных богатых крестьянских семейств после революции происходило поэтапно. Сразу после революции в двухэтажном доме Тихомировых открыли клуб. Хозяев дома выгнали. Отобрали дом и у лесничего.

В 1929 г. проводилась сплошная коллективизация. «Колотушка» в 1929 г. призывала «Обезбожим Орехово-Зуевскую деревню!» В 1930 г. та же газета писала: «... в селе Гора общее собрание крестьян единодушно решило всем селом идти в колхоз. На этом же собрании постановили просить вышестоящие советские органы незамедлительно закрыть церковь и выселить всех попов из пределов общества с конфискацией имущества в пользу колхоза».

Дальше произошло то, что и в с.Яковлево Орехово-Зуевского района. Там тоже агитировали записываться в колхоз, но не сказали, что по положению о колхозах, если большинство жителей села записывается в колхоз, то церковь в селе закрывают, а священника выселяют. 80 жителей записались, но, узнав о том, что они сами таким образом, не ведая, дали согласие на закрытие храма, взяли назад свои заявления, в колхозе осталось менее 40% населения. Газета опубликовала подборку писем об организации колхозов в районе: «У нас на Горе организуется колхоз... И вот, накануне попы да церковные старосты стали агитировать: «Выписывайтесь, пока не поздно...!» На собрании подкулачники и науськанная беднота кричали: «Не хотим в колхоз! Отдай назад, что отобрали!» Газета «Колотушка» писала в 1929 г.: «С открытой агитацией против колхозов и займа в д.Новая выступили на собрании кулаки и подкулачники. Кулак Бобров, опираясь на подкулачника Бурова Т.П., с помощью женщин чуть было не сорвал хлебозаготовки и лесозаготовки». Помогать образованию колхозов взялись карательные органы. Кузьма и Агап Павловичи Бобровы были раскулачены и сосланы в лагеря Кузнецкстроя. Больше их никто никогда не видел. Практика обязательного закрытия церквей при образовании колхозов была вскоре отменена. В те времена храм уцелел.

Но прошло всего 7 лет, и Горский храм в начале 1938 г. был закрыт. Настоятель, священник Емельян Иванович Бобров (1880-1938), жил с семьёй в церковной сторожке, стоявшей вдоль южной ограды церковного двора. Сторожка сломана в советское время. 18 января 1938 г. о. Емельян был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации, а 3 февраля уже расстрелян.

По свидетельству местных жителей, и услышанному в детстве моим дедушкой от его родителей, храм был самым богато украшенным в округе. В здании храма устроили сначала зернохранилище, потом склад удобрений. Имущество храма подверглось разграблению. Кощунственно разорены алтарь и престолы. Старожилы, ещё детьми, видели большие иконы из Горской церкви в подсобке Горской школы, ими топили печи. Вандалы вскрыли усыпальницу Смир-новых. Искали золото, драгоценности... Цветные мозаичные окна и богатое внутреннее убранство разорены, надмогильные памятники Алексея Васильевича и его супруги были украдены.

После войны планомерное разорение храма продолжилось, однако еще в 1952 году храм по-прежнему оказывается центром местных событий — таких как вручение местному колхозу красного знамени.

В 1991 г. храм в с. Гора передан общине верующих разрушенным — без крыши, без пяти главок, окон, дверей. Погибли иконостасы, роспись. В 1991 году церковь в деревне Гора вошла в число действующих. Староста общины Николай Разоренов вместе с настоятелем отцом Виктором Осиным и своими сподвижниками открыли новую страницу в истории храма. Именно тогда начались активные ремонтно-восстановительные работы. Когда они пришли в храм, то увидели жалкие останки былой росписи и чудом сохранившуюся Казанскую икону Божией Матери.

Первым делом провели паровое отопление, вставили новые рамы, потом начались штукатурные, столярные и отделочные работы. Все они велись при материальном содействии акционерных обществ «Дулевский фарфор», «Карболит», «Куровской текстиль», Орехово-Зуевской птицефабрики, Яковлевского лесничества.

В настоящее время храм восстановлен. Устроены новые иконостасы, вернулось утраченное пятиглавие, а на звонницу — колокола; при отливке одного из них были использованы два обнаруженных фрагмента старого горского колокола, некогда сброшенного с колокольни. В 1999 г. на колокольню храма поднят большой колокол. Настоятелем храма до начала 2007 г. был священник Виктор Осин, церковным старостой — Николай Разорёнов.

С 25 декабря 2006 г. по сегодняшний день настоятелем храма является священник Александр Воронцов.

На данное время внутренние реставрационные работы планомерно продолжаются. При храме действует воскресная школа.

 
Дата обновления контента: 30 нояб. -1 г.

Подписаться на рассылку