с.п. Соболевское, с. Хотеичи

21 сент. 2016 г., 16:49
257
с.п. Соболевское, с. Хотеичи

Троицкий храм

Хотеичи Троицкий храм

Село Хотевичи (так оно раньше называлось) на реке Мерске (так раньше называлась речка Нерская) издревне было приписано к Гуслицкой дворцовой волости. С X- XI вв. в глухих лесах поймы рек Гуслицы и Мерски скрывались «лихие люди»: беглые крепостные, просто разбойники и т.д., но основную часть населения этого края слева и справа от неспокойного Касимовского тракта уже в 1600-х годах составили гонимые официальной церковью и государством так называемые «раскольники» или староверы. В селе с самых давних времен, сменяя одна другую, стояли две деревянные церкви: Благовещения Пресвятой Богородицы (где проходили богослужения сторонников новой веры) и Великомученика Никиты (где молились староверы).

Храмы «государева» села были приписаны к Коломенской епархии. Получалось какое-то несоответствие: земля и люди — московские, а храмы и их приходы — коломенские.

В 1676 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Питириме справедливость восторжествовала, и церкви села были переданы в Московскую епархию.

В 1693 году Хотеичи перестали быть государевыми. Царь Петр I подарил село с прилежащими к нему землями своему сподвижнику, — Автомону Михайловичу Головину. Село принадлежало семье Головиных более 100 лет, до 1800-х годов.

В 1810г. владелицей села стала И.И.Воронцова.

Ирина Воронцова (Измайлова) родилась в 1768 году в богатой знатной семье и находилась в родстве с виднейшими фамилиями — Юсуповыми, Вяземскими, Гагариными, Нарышкиными. Её отец, генерал Иван Михайлович Измайлов , начал службу в 1740 году и продолжил её в кирасирских полках, в день коронации Екатерины 2 был исключён из службы за преданность Петру 3 , но в последствии дослужился до сенатора; мать — А.Б. Юсупова была родной сестрой знаменитого знатока искусств Н.Б. Юсупова.

4 августа 1780 года в семье Измайловых родилась ещё одна девочка — сестра Ирины Евдокия, известна под прозваниями " ночная княгиня или " княгиня полуночи «, - одна из красивейших женщин своего времени, хозяйка литературного салона, была знакома с Александром Сергеевичем Пушкиным. До 1809 года жена князя Сергея Михайловича Голицына владельца усадьбы Кузьминки. Когда родители Ирины умерли, она и Евдо­кия воспитывались в доме бездетного своего дяди — сенатора Михаила Михайловича Измайлова, который ведал всеми строительными работами в Кремле и реставрацией памятников московской старины. Ирине как старшей сестре пришлось заменить Евдокии мать. Дядя очень любил сестёр и дал им прекрасное образование.

Ирина Ивановна Измайлова вышла замуж за графа Иллариона Ивановича Воронцова

(1760- 1790) , но в счастливом браке долго ей прожить не уда­лось.

Илларион Ивано­вич Воронцов принадлежал к знатнейшему дворян­скому роду, ведущему начало от легендарного Симона Африкановича, вы­ехавшего из Варяжской земли в Киев в 1027 г. Непосредственный его родо­начальник — Фёдор Васильевич Воронцов (около 1400 г). Отец Иллариона Ивановича Воронцова — Иван Илларионович Воронцов ( 1719 — 1786 г ) — ка­мер-юнкер великого князя Петра Фёдоровича, сенатор. Мать Волынская Мария Артемьевна ( 1725 — 1793 г . ) родственница императрицы Елизаветы . Илларион Иванович Воронцов умер в тридцатилетнем возрасте в 1790 г . в год рождения их единственного сына наречённого Иваном . Иван Илларио­нович Воронцов родился болезненным мальчиком . После смерти мужа Ирина Ивановна провела несколько лет за границей чтобы поправить здоро­вье сына, и, вернувшись, в Россию, занялась устройством его имуществен­ных дел. Благодаря умелому управлению хозяйством она значительно увеличила состояние. В обществе она пользовалась репутацией очень милой спокойной и гостеприимной женщины

Из письма Марты Вильмот: » Прибыла графиня Ирина Ивановна с сыном. У неё весьма светские манеры, но наружность непривлекательна" . С подобной оценкой трудно согласится . Судя по портрету работы Марии — Луизы — Элизабет Виже — Лебрян который был написан , когда Ирине Ивановне было 29 лет , она необычайно хороша и вполне выдерживает сравнение с сестрой , прославленной красавицей .

«Зато у молодого графа,- продолжала Вильмот, — и её сына юноши 16 лет, чрезвычайно приятное лицо и такие прекрасные чёрные глаза, каких мне не довелось ещё видеть».

Ирине Ивановне было всего 22 года когда она осталась одна осталась одна с младенцем на руках. Родители и муж умерли. Да ещё малолетняя сестра Евдокия , которой Ирина заменила мать . Несмотря на все трудности И.И. Воронцова не только не потеряла состояние , которое ей досталось в наследство от мужа , но и приумножила его . Она дала своему сыну Ивану Илларионовичу Воронцову прекрасное образование . Девяти лет отроду он оказался в числе первых детей дворян , которые согласно указу Павла 1 от 1799 года были удостоены мальтийского ордена Иоанна Иерусалимского.

В августе 1807 года указом императора Александра 1 ему, как внучатому племяннику статс — дамы княгини Екатерины Романовны Дашковой , дозволено , за пресечением рода князей Дашковых , присоединить к своей фамилии фамилию Дашковых и именоваться впредь, потомственным, графом Воронцовым—Дашковым. Основной деятельностью Воронцова—Дашкова стало дипломатическое поприще. Действительный тайный советник; за службу удостоен ряда высших Российских орденов, до ордена Святого Владимира 1-й степени включительно.

Ирина Ивановна Воронцова была очень деятельным человеком. Став владелицей села Хотеичи тут же в 1811 году начала строительство ныне существующей каменной трехпрестольной церкви с главным престолом — во имя святой Троицы, южным

(ближе к дороге) придел Благовещения и северный (к реке) — Святителя Николая Мирликийского. В том же 1811 году деревянная церковь сгорела.

Но, в самый разгар стройки, началась война с Наполеоном. Какое-то время было просто не до строительства. Возникали и другие трудности. Короче, получился классический долгострой. Всего лишь к 1823 году была закончена постройка да и то только самого храма. Ещё долгое время собирал народ на службу колокол на старой деревянной колокольне, построенной Головиным.

В Клировской ведомости за 1842 г. церкви Троицы Богородского округа с. Хотеичи показано:

1. Построена в 1824 году усердием прихожан;

2. Здание каменное с деревянною колокольнею;

3. Престолов всего три: основной во имя Троицы, предел на правой стороне во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, на левой стороне во имя Святого Великомученика Никиты.

О прихожанах церкви

В каких местах и какого звания горожане

Число дворов

Число душ

 

М Ж

Богородского уезда Господина Позена в с.Хотеичи (крестьян)

Экономисты ведомства Запонорской волости в деревнях Соболево (крестьян)

Господина Жемтухина в деревнях Лашина

Раскольников в с.Хотеичи, в деревне Соболево

Бронницкого уезда господина фон Фридриха в д.Новоселово

89

113

59

10

15

320 327

419 495

271 230

33 39

62 63

ИТОГО

286

2105 1204

В 1840-х годах селом владел тайный советник, статс-секретарь, управляющий военно-походной канцелярией Его императорского Величества Николая I Михаил Павлович Позен. Прознав, что в «его селе» стоит каменная церковь с деревянной колокольней, Михаил Павлович повелел возвести достойную колокольню.

Дело о постройке каменной колокольни при Троицкой церкви с. Хотеичи рассматривалось с 6 июля 1844 года по 7 ноября 1845 г. Священнослужители и прихожане села обратились к Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, с просьбой о разрешении строительства колокольни.

Епархиальное начальство согласно уставу духовных консисторий ст.50 разрешает построение новых сельских церквей, вместо обветшавших или сгоревших, также их починку. Притом, необходимо наблюдать: а) чтобы при возобновлении церкви соблюдалось достоинство и приметы в архитектурном отношении, с соблюдением древнего Византийского стиля; б) чтобы церкви возобновлялись с сохранение прежнего вида.

Правление IV округа путей сообщения и публичных зданий, рассмотрев присланный из Консистории чертёж, вернув его обратно, уведомило, что оно тот чертеж находит удовлетворительным и своей цели соответствующим, исключая:

1) пилястры, которые надо утолщать так, как указано на чертеже;

2) карниз следует приподнять и выровнять с карнизом церкви;

3) осуществлять стройку под распоряжением опытного архитектора;

4) исчисленных по смете издержек 10033 руб.74 коп. серебром может быть достаточным, если только при действительном производстве работ не встретится никаких дальнейших подробностей по непредвиденным случаям.

Данные материалы позволяют сделать вывод о том, что при восстановлении храмов, а в данном случае при строительстве колокольни, большое внимание уделяли сохранению прежнего вида, Византийского стиля, а также безопасности колокольни.

Михаил Павлович Позен из своей собственной суммы назначил 1500 рублей серебром. Сумма церкви составляла 500 руб. серебром. Жители д. Соболево добровольно дали согласие оказать свою помощь для постройки колокольни, и подвозить нужный материал на своих повозках без всякой оплаты. Московская палата государственных имуществ дала согласие на такие добровольные пожертвования, но с тем, чтобы под именем добровольных пожертвований не было допущено общего по мирской раскладке сбора, которые разрешаются только одним министерством, и чтобы к подвозу материалов не были они принуждены насильственными мерами. Место для постройки церкви каменной колокольни оказалось приличным и беспрепятственным, но поскольку грунт земли — сыпучий песок, было принято решение строить колокольню под фундамент с набивкою свай. В кладку стены кирпич и камень использовать лучшей доброты и работу утвердить по проекту под наблюдением опытного архитектора.

АКТ

1845 г., август

Место для постройки при церкви каменной колокольни оказалось приличным и беспрепятственным, но по случаю грунта земли, сыпучего песка, до твердого материала нет возможности к прорытию. В таком случае колокольня может быть построена не иначе как под фундамент с набивкою свай и положения меж ней с укладкою на извести белого из крупных плит известковой породы бута, равно и с употреблением в кладку стены кирпича и камня лучшей доброты и работу проводить судя по проекту под наблюдением опытного архитектора.

История Троицкого православного храма в начале двадцатого столетия созвучна истории России в целом. Храм процветал: имел

красивые большие колокола (которые еще в конце XIX века были доставлены по железной дороге до станции Конобеево, а к храму — силами прихожан при помощи канатов и специально изготовленных передвижных приспособлений), богатое внутреннее убранство, радовавшее прихожан красотой и дарившее им благостное состояние души.

После Октябрьской революции храм по-прежнему оставался довольно посещаемым местом. Очень долго, года до 1938-го, служил в нем священник отец Владимир. В 1918 году суждено было попасть в застенки ЧК; трижды выводили его на расстрел, ставили к стенке, поднимали ружья... но Бог миловал — расстрел отменяли в последний момент. Несмотря на такие испытания, отец Владимир не ожесточился: по-прежнему сеял своим словом добро и разум, и старожилы до сих пор вспоминают его с благодарностью. А последним настоятелем храма был священник отец Иоанн. Долгое время считалось, что храм был закрыт властями, однако лишь несколько лет назад, решив восстановить разрушенный храм, оказалось, что он в числе закрытых и неработающих не значится.

История закрытия храма.

В конце 30-х годов XX столетия, когда усилились гонения на церковных служителей, приехал в Хотеичи оперуполномоченный ГПУ. Среди сельчан в одно мгновение разнеслась весть, что приехал он, чтобы арестовать священника. Оберегая отца Иоанна от несправедливого гнева власти, добрые люди предупредили об этом священника, и тот ночью покинул деревню. Случилось это с 7 на 8 января 1939 года. Так, отпраздновав Рождество, прихожане пришли утром 8 января к запертой церкви. И лишь позже стало известно, что недовольство властей вызвал не православный, а старообрядческий священник, проводивший нелегальные службы.

Но вернуть священнослужителя в православный храм верующие уже не могли: отец Иоанн отбыл в неизвестном направлении. Так с 1939 года и стоял Троицкий храм под замком, бережно охраняемый верующими. Но спасти церковь от разрушений не под силу было уже никому. Годы брали своё: умирали люди старшего поколения, а вместе с ними постепенно умирала вера в Бога. И храм постигла участь многих других культовых сооружений. В один из дней было принято решение использовать пустующую церковь под элеватор, а затем под склад удобрений (в основном мочевины).

В конце 50-х годов, как вспоминают сейчас прихожане, в Рудне-Никитскую церковь из Троицкого храма были вывезены все иконы и церковные принадлежности. Опустевшие помещения были быстро завалены удобрениями, хранившимися здесь не один год. Люди среднего возраста и сейчас помнят распахнутые настежь двери, помещения, заполненные селитрой. За 30 лет здание церкви подверглось такому «нападению», которое не испытывало за все предыдущие десятилетия, и все-таки, несмотря ни на что, стены выдержали все издевательства и дождались светлого времени.

Восстановление храма.

Современная история Троицкого храма связана с именем священника Василия Будейчука. 25 февраля 1995 года Высокопреосвященнейшим Владыкою Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, был рукоположен во священники и назначен настоятелем храма села Хотеичи.

С 1995 года Троицкий храм пережил новое рождение, сейчас это один из красивейших храмов, который стоит на бывшем «Касимовском тракте». В настоящее время священником Троицкого храма является отец Александр.

Дата обновления контента: 21 сент. 2016 г., 16:50

Подписаться на рассылку